Готовое решение или индивидуальная разработка?

Руководство компании решает автоматизировать бизнес-процессы. Изучает сайты готовых решений и запрашивает коммерческие предложения. Интересуют цена, функции и сложность внедрения. Стоит ли рассматривать разработку ПО под заказ или ограничиться готовыми решениями?

Выбор зависит от этапа развития компании. Готовое решение — оптимальный вариант на стадии становления и интенсивного роста. Бизнес-процессы постоянно меняются, появляются новые отделы и должности — заказывать разработку рискованно. Придется периодически пересматривать логику продукта, а это дополнительные затраты.

Функций готовых решений хватает, чтобы закрыть основные потребности и сосредоточиться на развитии. Качество продукта или услуги, уровень сотрудников и конкурентов на данном этапе важнее, чем используемое решение для автоматизации.

Оптика «Vision+» доросла до двух салонов. Вести всё в Excel стало сложно. Директор посмотрел сайты и выбрал облачный Bitrix24. Сотрудник знакомого помог перенести базу. Менеджеры компании — обучить персонал. Продукт решал почти все задачи, особенно с учетом стоимости 5490 рублей в месяц.

Преимущества готового ПО

Низкая стоимость в месяц

Быстрый запуск продукта

Большое количество функций

Низкая стоимость поддержки

Когда компания достигает этапа зрелости, бизнес-процессы в ней формализуются. Стабилизируется организационная структура. Повышается важность контроля и соответствия продукта выстраиваемым бизнес-процессам. Компания выбирает одно из двух направлений:

  1. Переход на более функциональную версию продукта, обычно серверную, которая в долгосрочном периоде выгоднее. Хороший вариант, если нужна минимальная доработка продукта.
  2. Поиск разработчиков, которые создадут ПО под индивидуальные запросы компании, если готовые решения не подходят.

Через 5 лет «Vision+» стала одной из двух крупнейших сетей оптик в регионе. Акцент компания сделала на качество медицинских услуг и продажах от врачей. Процесс работы стабилизировался. В 2008-2013 годах «Vision+» открывала 1-2 новых салона в год. База клиентов стала больше 200 000 тысяч (здесь и далее все цифры округлены).

После открытия пятого салона в компании задумались о переходе на 1C:ERP с расчетом на 16 пользователей в центральном офисе и по 2 в каждом салоне (консультант и врач). Нужно было реализовать алгоритм работы врачей с пациентами, интегрировать бонусную программу лояльности и интернет-магазин контактных линз, а также учесть особенность работы от двух юридических лиц. Медицинские услуги и товары проходили под ООО, а солнцезащитные очки и аксессуары под ИП. Стоимость доработки и изначальное несоответствие запросам настораживали. Специализированные решения для оптик не от 1С не устраивали функциональностью.

Недостатки готового ПО

Ограничения для крупных компания

Не полная адаптация под отрасль

Не полное соответствие кампании

Ограничения на развитие продукта

В основе разработки на заказ — потребность в ПО, которое будет максимально соответствовать специфике работы компании. Поэтому важно детально изучить все готовые варианты и определить, что не устраивает. Стоимость не может быть ключевым фактором.

Поиск программного продукта в «Vision+» затянулся на год. Коммерческие предложения и презентации не убеждали. На выбор повлиял друг директора. Он показал решение, которое заказывал для своего ресторана. Удобное разделение на услуги и продукты понравилось владельцу «Vision+».Разработчики ПО для ресторана оценили создание первой версии продукта под сеть оптик в 360 000 рублей.  Через четыре месяца компания полностью переехала на собственное решение.

Плюсы индивидуального продукта

Учет всех особенностей компании

Большие возможности для развития

Преимущество перед конкурентами

Максимальный контроль над продуктом

Несмотря на плюсы, разработка собственного продукта подойдет немногим компаниям. Необходимо быть готовыми к большим временным затратам и вовлечению сотрудников.

Когда разработчики создавали продукт для «Vision+», главный бухгалтер была в отпуске. После возвращения она отметила несоответствия в техническом задании, о которых в компании никто не знал. Даже директор. В результате стоимость продукта увеличилась на 63000, а время перехода — на три недели.

Минусы индивидуального продукта

Высокие затраты в начале

Нужна вовлеченность в разработку

Требуется периодическаяподдержка

Нет готовых расширений и интеграций